Рекрутинговое агентство "СлужбаПерсонала" Рекрутинговое агентство "СлужбаПерсонала"
Сделать стартовой | Добавить в избранное | Форум | Контакты  
Рекрутинг
  Добавить вакансию
  Добавить резюме
  Просмотреть вакансии
  Скачать договор
Управленческий и кадровый консалтинг
  Трудоустройство сотрудников, планируемых на увольнение
  Оценка персонала
  Обзор заработных плат по отраслям
  Проведение тренингов
Рекомендатели
  Наши партнеры
Статьи
  Добавить свою статью
Сердитому директору
О "Службе Персонала"


Яндекс.Метрика

 

  СП -> Статьи  
 


О, Мотивация!
(сборник наблюдений)

О мотивации написано, наверное, тысячи книг. Две-три из них я читал, остальные нет - может, потом прочту. Но я пытался вызвать желание работать у разных людей (включая себя самого) и могу поделиться наблюдениями.

Первое
Для себя я разделил мотивацию на "прямую" и "косвенную". Одна - это деньги, другая - все остальное.
Существует мнение, что хорошие специалисты (т.е. те, за которых стоит держаться) смотрят на мир бо-лее "экономически", чем все остальные. А на свою работу - в особенности. Любые составляющие "косвенной" мотивации они выражают в долларах и мысленно приплюсовывают к денежной части компенсационного па-кета, дабы иметь перед глазами чистую, не замутненную никакими бесплатными обедами и оплаченным бен-зином цифру. Однако вот в чем проблема - такие специалисты чаще и легче меняют работу, а потери от их ухода иногда сопоставимы с выгодами от их деятельности в компании. Поэтому, несмотря на всю их резуль-тативность, я бы не делал на них главную ставку.
Также есть большой соблазн нанимать специалистов, для которых решающее значение имеют всяче-ские "вторичные выгоды", вроде возможности структурировать свое время, перекуривать и пить чай-кофе в компании сотрудников, с гордостью называть свое место работы и должность, подниматься по ступенькам карьерной лестницы (хотя бы и в поношенном костюме) и т.д. и т.п. Такие работники вполне могут быть, ме-жду прочим, трудягами и похлеще тех, с прямой мотивацией, и даже приносить компании огромную пользу, оказавшись в ней в нужное время, но… но. Не стоит обольщаться. Работая с ярко выраженными "косвенни-ками", вы сидите на пороховой бочке.

Второе
Россия - страна друзей и родственников, но не стоит забывать, что указанные категории граждан соби-раются вместе не для работы, а для праздников или похорон.
Один бог знает, сколько усилий приходится прикладывать, чтобы отбиться от тех, кто хочет устроить к вам своих детей, родителей, племянников, "хороших девочек", "реальных парней" - для вашего же блага, ра-зумеется. Не поддавайтесь.

Третье
Люди, работающие не за деньги, а "за компанию", - это наш бич. В хорошие для фирмы времена это нахлебники, в плохие - предатели. Довольны они условиями работы или нет - зависит не от работы, а от того, как они к вам относятся. Именно они - "косвенники" - больше всех кричат о стабильности. Любовь к стабиль-ности у них выражается в ненависти к любым изменениям. Увеличить ли производительность, повысить ли качество работы, умерить ли излишний пыл, поделиться ли функциями, - ведь все это нарушает хрупкий ба-ланс взаимоотношений в команде, а главная их квалификация - именно поддержание такого баланса. Сопро-тивляемость косвенников безмерна, и уволить их, кстати, в тысячу раз сложнее, чем тех, с кем вы никогда не вели разговоров "по душам", а просто, например, остались должны. С деньгами можно разобраться, с чувст-вами - никогда. Больше всего остерегайтесь тех, кто вас любит.

Четвертое
Вот типично российский контраст: работать - хорошо, а зарабатывать - плохо. А требовать заработан-ного - опять хорошо. А получить больше других - опять плохо. Теперь проследите такую цепочку: "я не уве-рен, что я смогу заработать" - "нет, я смогу заработать, просто я не уверен, что мне заплатят" - "а вдруг мне заплатили бы, если бы я заработал бы" - "да я просто буду работать так, что мне не заплатят, вот и все". И ко-нец нравственным мучениям. Совсем-то без денег не оставят, правильно?
Я убежден, что крайне неэффективная работа 95% персонала в России связана с неким внутренним за-претом на высокие заработки. Стране нужен психолог.

Пятое
Много зарабатывать стыдно, а много говорить - почетно. Почему? Ведь за то и за другое всегда можно угодить за решетку.

Шестое
При всем том, и даже при том, что наши заработки нищенские, мне кажется, что наши претензии по зарплате все равно завышены. Много раз, особенно на заре существования компании, у меня вертелась на языке фраза: "Если бы я мог платить тебе столько, сколько ты просишь, я бы тебя не нанял". Думаю, что большинство в этой стране получает ровно столько, сколько и заслуживает, копейка в копейку.

Седьмое
То, что богатым быть нехорошо, накладывает отпечаток и на тех, кто уже разрешил себе зарабатывать. Поэтому за специалистами с "прямой" мотивацией необходим глаз. Четкая должностная инструкция, неусып-ный контроль, положение о коммерческой тайне и так далее. Воистину, хорошие сотрудники стоят тех денег, которые они приносят фирме. И даже, иногда, гораздо больше.

Восьмое
Вы думаете, что в сбыте должны работать люди, в большей степени ориентированные на деньги, чем, скажем, в бухгалтерии? Нет, это без разницы. Но косвенник в сбыте - это всегда проблемы с дебиторкой. Ведь он постесняется торопить заказчика, к которому он так привязался, или, упаси бог, требовать пеней. А заказ-чик и рад потянуть. Хотя в итоге заплатит: "ну как не порадеть родному человечку!" А и не заплатит - отно-шения между ними не испортятся. Деньги же не главное, правда? К иным заказчикам косвенники привязыва-ются больше, чем к своей фирме.

Девятое
Не так давно я беседовал с директором по персоналу большого завода. О мотивации, разумеется. Вы догадываетесь, на что делается ставка там, где средний возраст зашкаливает за верхнюю отметку, а средняя зарплата стремится к нулю. Вот именно, на патриотизм. Причем, хотя это может показаться странным, на патриотизм молодежи, этих нынешних отвязанных безумцев. Почему - потому что именно молодежь, набрав необходимую квалификацию, уходит с родного завода на иные, выше оплачиваемые позиции. И вот какая мне пришла в голову мысль: патриотизм ведь начинается (ср. "С чего начинается Родина") с молекул. Вырас-тить патриотов страны мы сможем, выращивая патриотов родного завода, не наоборот же, так?

Десятое
Возвращаясь к сказанному ранее - разве не факт, что наемный труд в нашей стране оплачивается по крайне заниженным расценкам? За "то же самое" в какой-нибудь Америке платят гораздо больше. И регуляр-ней. Мир сейчас так прозрачен, мы все обо всех знаем, и нам обидно, ясное дело. К тому же в сознании у себя, по крайней мере, мы были и остаемся великой державой. И, само собой, мы не собираемся довольствоваться теми грошами, которые нам, не всегда в срок, бросают, словно нищим, хотя бы и за восемь часов безделья вдали от дивана и телевизора. Чуете? Наш работник должен достигать установленных фирмой результатов в условиях зазнамо недостаточной мотивации, по крайней мере прямой, денежной. И всегда должен был, толь-ко за железным занавесом проблема не стояла так остро. Именно поэтому "труд" у нас, как и "хлеб", сакраль-ное слово. Кто получает деньги за то, что верит в Бога, ходит к заутрене?

Одиннадцатое
- Ребята, вы работаете на фирму.
- Почему фирма должна жить лучше, чем мы?
- Нет, ребята, вы работаете на себя.
- А-а, так нам много не надо.

Двенадцатое
Самые здоровые амбиции - это получать завтра на 20% больше того, что ты получаешь сегодня. Пояс-ню: дело в привычке. Сколько раз я сталкивался с тем, что люди отталкивают, чаще неосознанно, конечно, заманчивую, но незнакомую жизнь. Мечты сильно отличаются от желаний. "Желать" - это фактически "иметь", просто выбор более короткой дороги на карте. А мечты - в сущности, пасьянс воображения. Итак, большие деньги для бедных - слабая мотивация. И еще - правильно, думаю, приглашать специалиста на зар-плату чуть ниже той, что у него была. Научиться значительно больше работать легче, чем научиться значи-тельно больше получать. Диковато звучит?

Тринадцатое
"Твоя работа - если ты сделал ее плохо - будет отвергнута, а сам ты будешь наказан", - вот самый дей-ственный из известных мне управленческих рычагов. Проблема только в том, чтобы "плохо" не допускало двух истолкований, а наказание было адекватным. Тогда дело пойдет.

Четырнадцатое
"Ведь скажи: для любого живого существа, чтобы где-то его удержать, какая цепь будет крепче - необ-ходимость или желание? … Конечно, желание привязывает крепче." (Платон)

Пятнадцатое.
Поменьше разглагольствуйте на собраниях - ваши проблемы никого не касаются.

Шестнадцатое
Если ваш персонал мотивирован на спокойную жизнь - вам повезло. Разбейте работу на операции, пре-вратите ее в рутину, и дело в шляпе.

Семнадцатое
Можно ли заставить нас работать как следует? Да, работать как следует нас можно заставить.

Восемнадцатое
Посмотрим на работу абстрактно. Вам, допустим, поручено достичь некоего результата к установлен-ному сроку, относительно которого (результата) существует всего две вероятности: либо он будет достигнут в означенный срок, либо нет. Допустим, вам предложена последовательность некоторых действий, выполнение которых, будто бы, гарантирует то, что результат будет достигнут. Во всяком случае, выполнение всех дейст-вий в предложенной последовательности снимает с вас ответственность за конечную неудачу. Отказываясь от предложенной схемы, вы берете ответственность за достижение результата целиком на себя.
Итак: что заставляет вас отказаться от технологии работы, предложенной вашим работодателем, в пользу собственной технологии? Первое - вам может представиться, что этот же результат может быть полу-чен иным путем, а именно - с меньшими трудозатратами. Второе - вы не верите (а может быть, это действи-тельно так и есть), что получение результата принесет вам какую-то выгоду, либо избавит от невыгод /недостаточная мотивация/.

Девятнадцатое
Я думаю, весь человеческий прогресс - результат принуждения. Люди склонны отказываться от слож-ных задач в пользу более легких. Если у вашего сотрудника, скажем, пять функций, будьте уверены, что две из них он со временем забросит, причем именно те, которые дают его позиции смысл. А выполнение остав-шихся трех, согласно закону Паркинсона, займет все его рабочее время. Поэтому проверяйте. Проверять сле-дует не реже двух раз в неделю.

Двадцатое
Самое бесполезное - ругаться. Давить на совесть - в меру - еще может привести к результату, но разно-сы абсолютно вредны. Банально звучит, но это признак слабости. Лучше избавиться от неспособных или не-угодных, чем попрекать их (или себя, если вы имеете такую склонность). Даже если ответственность за чью-то неудачу лежит на вас, - плюньте, ваша фирма не кузница кадров, вас поймут. Цинично плюньте и все, вот мой совет.

Двадцать первое
Уважайте ваших сотрудников или не работайте с ними. И еще, черт возьми, наступайте иногда себе на горло. Это я потому говорю, что иногда не нахожу в себе сил улыбнуться и похвалить пятнадцать человек из-за того, что среди них сидит один, на кого я зол. И я сознаю, что чаще я зол не на него, а на себя за то, что ошибся в нем или неверно поставил ему задачу, или еще что-то, но разве это важно? Важно, чтобы вы могли сотрудничать со своими сотрудниками, а не играть роль пастуха или конвойного.

Двадцать второе
Я обучал людей в других фирмах, обучал и отправлял на обучение сотрудников своей. Два впечатле-ния: отторжение и страх. Все, за очень редкими исключениями, знают, что нужно повышать квалификацию и все такое. Но часто даже реальная перспектива нищеты (перед которой, положа руку на сердце, работники коммерческих фирм не стоят) не может заставить людей отказаться от привычного поведения. Я понимаю тех работодателей, которые предпочитают вместо поведения менять головы. Хотя есть разные точки зрения, ко-нечно.

Двадцать третье
Систему оплаты труда время от времени нужно изменять, потому что она перестает действовать. Но как это делать без ущерба для бизнеса? Люди настолько теряют разум, когда дело касается их денег, что пере-стают воспринимать даже самые простые вещи. Даже если речь идет об их выгоде, они могут отказаться вас понимать. А если некие условия заставляют вас снижать зарплату или как-то переставлять акценты?.. Уверяю вас, что без нескольких индивидуальных бесед с каждым не обойтись.

Двадцать четвертое
Может человек просто устать? Могут у него быть просто личные проблемы? Даже если они вам не по-нятны, даже если вам наплевать, сделайте вид, что это не так. Вдруг окупится?

Двадцать пятое
Ломать или не ломать стереотипы восприятия? Вообще, ломать что-либо, касающееся самого человека, а не продуктов его труда - дохлое дело. Ну, есть в головах у ваших сотрудников модели и шаблоны, под кото-рые они подгоняют взаимоотношения друг с другом, с работой, с начальством, и пусть. Выберите одно-два (хорошо, три) главных из того, что вам от них нужно, и требуйте, а остальное оставьте им. Это люди, они не обязаны читать те книги, которые вам нравятся, работать столько, сколько вам хочется, жить по вашей мерке.


(продолжение следует)


 
   
2004-2015 © Служба Персонала"Rambler's Top100
Ростов-на-Дону
spersona@spersona.ru
Дизайн и программирование сайта:
Гордин Александр