|
«Охотники бывают разные…»
О словах…
Их называют охотниками за головами. Но что стоит за этим сравнительно новым понятием на российском рынке кадровой индустрии?
На наше предложение продолжить ассоциативный ряд «Охотники за головами…», самыми популярными оказались два типа ассоциаций:
·первый тип – агрессивные (выстрел, борьба, жертва, победитель и другие, более мрачные ассоциации);
·второй тип – азартные (погоня, игра, попадание в цель, искусство, выигрывает каждый).
Ко второму типу относятся, к сожалению, высказывания только самих хэдхантеров…
Этот опрос выявил стереотип нашего общества, его предвзятое отношение к самим специалистам, которых мы предпочитаем называть специалистами по прямому поиску. (Честно говоря, мы стараемся не пользоваться словами, которые носят агрессивный характер. Мы используем термины «Специализированный поиск», «Прямой поиск редкого специалиста или конкретной персоны» и т.п.).
О нравах…
А как же обычно относятся к самим таким специалистам, охотникам?
По- разному.
Хозяева и топ-менеджеры – с опаской (а вдруг уведут, переманят ценного специалиста), а иногда даже с открытой враждебностью.
Управленцы по найму, неудовлетворенные своим положением в компании, уровнем своего дохода или невозможностью самореализоваться – с интересом и надеждой.
Я не беру во внимание тех топ-менеджеров, которые воспринимают компанию, в которой они работают, чуть ли не как свой дом родной, где высока мотивация принадлежности к данной компании, где топ менеджеры испытывают чувство гордости за то, что, где и как они делают. Следовательно, в таких организациях высокая корпоративная культура, команду объединяет общая миссия (цели) и нам, хэдхантерам, как правило, их не сманить. Там все ОК!
А как же относятся к ним сами объекты «охоты»?
Иногда с тревогой.
Иногда с интересом.
Тревога – это проявление страха перед новым. Трудно порой совершить шаг в неизвестное будущее. Из беседы с ними иногда видно, что есть у специалиста внутренняя неудовлетворенность своим положением, он оправдывает свою нерешительность высказываниями типа: «привык, коллектив жалко оставлять». Профессиональный «охотник» должен разобраться в мотивах претендента. Мотивация - дело тонкое. Мы очень сильно отличаемся от Запада и Америки. Не хлебом единым жив россиянин. Не всегда удается переманить специалиста материальными благами, социальным пакетом. Наш человек порой может работать ради идеи, это хорошо, но не тогда, когда этим злоупотребляют и пользуются.
С интересом относится тот, кто более смел. Он всегда рассматривает предложения, как возможность самосовершенствоваться.
«Охотник». Какой он?
Разный. Хороший тот, кто старается не нарушать нравственных законов. Внешне это выглядит совсем наоборот: переманивает, соблазняет большими деньгами, искуситель какой-то! Но какие он выполняет задачи? Это чьи-то прихоти или задачи, продиктованные новыми требованиями рынка и времени. «Охотник» всегда игрок. Игрок с высоким творческим потенциалом, интеллектом и психологической компетенцией. Раскрою последнее: это стремление к самореализации, у него «нюх» на нужных людей, себе подобное притягивается, отсюда и его успех. Каждый человек стремится к реализации своего творческого потенциала, задатков и способностей. Здесь мы солидарны с Абрахамом Маслоу. С этим трудно не согласиться. Также психологическая компетентность, на наш взгляд, предполагает умение рефлексировать, анализировать информацию, владение методом активного слушания, у такого человека должен быть высокий уровень коммуникабельности. Проще говоря, умение общаться, душка, такой, которому трудно отказать. Уверенность ему придает, как правило, вера в то, что он несет благое человеку и обществу. А это действительно так. Рынок живой. Он очень динамичен. Мы представляем «охотника», скорее, как проводника воли и новых требований рынка, с одной стороны. А с другой стороны, это естественный ход событий: игрок дворовой команды стал настолько профессионален, что его заметили и пригласили играть в команду Высшей лиги, к примеру. Еще я сравнила бы его со сталкером, который помогает специалисту реализовать свой потенциал, помещая его в новую среду, как в комнату мечты, проводя через все препятствия и трудности.
Заказчик. Какой он? Вернее, кто обычно заказывает прямой поиск? Заказчики сильно различаются, по своим мотивам - прежде всего. Возьму две крайности. Иногда просят нас найти редкого специалиста, и движущим мотивом заказчика порой бывает «чтобы было как у конкурента» или не хуже. Иногда заказ бывает преждевременным - клиенты не готовы платить, создать условия, не готовы с ним, самим специалистом, сотрудничать. Хэдхантер устраивает им встречу. К слову сказать, даже если они не договорятся, услуги хэдхантера все равно оплачиваются, т.к. существует предоплата, как правило, не ниже 30-50% от стоимости всего проекта. И это справедливо, т.к. проведена огромная работа: сбор информации, мониторинг рынка, поиск специалиста, переговоры, в конце концов, состоялась сама встреча, и обмен информацией в любом случае произошел.
Для нас хороший заказчик тот, кто уже вырос как стратегический менеджер, т.е. его компания достигла такого уровня, что готова принять специалиста более высокого уровня, и это тоже награда за его труды и ранее правильно сделанные выборы и оправданные риски. Другими словами, он более успешен. А «успех» притягивается к «успеху» как «деньги к деньгам».
Его основной мотивацией, как правило, бывает ориентация на результат.
Если первый заказчик ориентирован скорее на избегание неудач, то второй тип наших заказчиков - это люди с высокой мотивацией достижения успеха. Для них миссия компании – это не только красивые слова, прописанные на бумажке и доведенные до сведения персонала, как, к сожалению, бывает, это не просто модное словосочетание.
Социальная направленность, высокие мотивы, такие как процветание компании во имя процветания России придают им дополнительные силы, уверенность и внутреннюю гармонию. Как правило, они занимаются благотворительностью, и очень редко об этом рассказывают. Порой с трудом вытаскиваешь из них эту информацию, настолько они скромны.
И нам искренне хочется помочь им и с персоналом, и с обучением. В такую Заявку, естественно, вкладываешь душу. Ведь в каждом из нас живет огромное желание делать благое.
Источник: ''Управление персоналом'' #7, 2001
Автор: Тушова Валентина Семеновна, генеральный директор агентства "Интерком - Персонал".
|
|