|
|
СП
-> Статьи |
|
|
Выбор профессии определяется ответами на три вопроса: могу? хочу? надо? Могу ли я достичь успеха в этой профессии? Хочу ли? Получу ли я работу через 5-6 лет, когда окончу институт?
Окончательно проблема профориентации пока не решена. Во-первых, сложность в том, что человек легко приспосабливается ко многим видам деятельности. Не существует прирожденного слесаря или банкира. Во-вторых, название профессии само по себе не дает исчерпывающей информации о ней. Например, машинист метропоезда только потом узнает, что он должен не только управлять высокоавтоматизированным поездом, но и лично извлекать тела погибших на рельсах.
О всех нюансах профессии знают только сами профессионалы, да и то их должностные обязанности могут претерпевать существенные изменения на разных предприятиях. Например, бухгалтер в одной организации может работать только наедине со своим компьютером, а в другой - еще обязан регулярно объезжать фонды для уплаты налогов, сидеть в очередях, спорить с инспекторами.
Практическая психология предлагает несколько вариантов решения проблемы профориентации.
Могу? Для ответа на этот вопрос составляются подробнейшие описания рабочего дня специалиста (профессиограммы). Но профессий существует несколько тысяч, появляются новые, и есть различия в зависимости от специфики предприятий.
Выбор профессии по принципу: хочу? И если вам нравится такой вид деятельности, вы ищите, где этим занимаются.
В России наиболее распространена методика профориентации академика Е.А.Климова, в котоpой профессии дифференцированы по пяти областям человеческой деятельности (человек-человек, человек-машина, человек-окружающая среда, человек-знаковые системы, человек-художественный образ). В зависимости от ответов на вопросы о том, чем бы вам хотелось заниматься, предлагается pяд профессий в конкретной области.
Очень интересны методики профориентационных карточных игр Н.С.Пряжникова для подростков 12-15 лет и его опросник, позволяющий взрослому человеку определиться по 20 группам профессий, основываясь на предложениях об их содержании.
В Великобритании компанией SHL разработана сходная методика, содержащая более 100 вопросов и утверждений. Однако разница в том, что в программах обучения английских школьников предусмотрены практические занятия по большенству элементарных видов деятельности, составляющих основу многих профессий. Поэтому они не просто предполагают, что работа понравится, а имеют небольшой практический опыт.
Выбор профессии по позициям: могу? хочу? надо? Профориентационная работа Государственного центра профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения в основном дает ответы на эти вопросы. Однако работа занимает около двух часов, полностью зависит от квалификации психолога, учитывает только очевидные для составителей тестов составляющие профессии, а они далеко не всегда совпадают с реальностью.
В итоге наш вариант профориентации позволяет ответить на все три вопроса: могу? хочу? надо?
Выбор профессии определяется врожденными способностями, психологическими характеристиками, уровнем знаний, отношением к различным жизненным ситуациям.
Наш тест позволяет последовательно ограничивать выборку 80 профессий, требующих высшего образования, и наиболее востребованных на рынке труда. Объявления о них заполняют все специализированные издания.
Первое объективное ограничение: доминирование правого или левого полушария мозга и врожденные психофизиологические способности.
Второе: уровень достигнутых вами успехов в основных областях знаний (например, школьные оценки).
Третье: сравнение ваших ответов на вопросы о типичных жизненных ситуациях со среднестатистическим мнением представителей каждой из 80 профессий, довольных ею и обратившихся в наше кадровое агентство, чтобы получить работу в лучших компаниях.
Мы допускаем, что если несколько сотен успешных представителей конкретной профессии ответили на наши вопросы о своем поведении в типичных ситуациях так же, как вы, то их повседневные должностные обязанности будут и вам не в тягость. Таким образом мы избегаем анализа должностных обязанностей по каждой профессии и их особенностей для разных предприятий.
В результате психологического тестирования дается заключение о способностях и склонностях человека и рекомендуется выбор до четырех профессий, так как из большего числа вариантов выбирать сложнее.
М.М. Гаврилов
Кадровый и психологический центр "ДИиКОН"
|
|
|